Итоги конкурса «На лучшую модель организации трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в ОО Краснодарского края»

27 марта 2017 года был проведен очный этап  регионального конкурса «На лучшую модель организации трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Краснодарского края»

Принимала участников и гостей конкурса МБОУ СОШ №95 города Краснодара.

После  проведения заочного этапа конкурса в финал вышли 15 общеобразовательных учреждений. Всем участникам очного этапа предстояло выступить с презентацией модели организации трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в своей образовательной организации. Экспертиза конкурсных материалов проходила по шести критериям:

 - актуальность данной модели для образовательной практики школ Краснодарского края;

- наличие специальных педагогические условий для внедрения модели (специально созданные или условия для внедрения модели не создаются);

- универсальность модели (полное или частичное ее применение в образовательных организациях Краснодарского края;

- продуктивность и результативность модели (на какой результат нацелена и с помощью какого механизма возможно его достижение);

-  социальная/педагогическая/экономическая эффективность;

- степень трансляции данной модели в практике деятельности образовательных организаций (краевой, федеральный, международный уровень).

 Каждая конкурсная работа была отсмотрена всеми членами жюри. Итоговый балл за каждую работу выставлялся  как среднее арифметическое от баллов, выставленных каждым экспертом.

Задачи школы на современном этапе развития общества значительно усложнились, поэтому требования рынка труда со всей очевидностью ставят перед   образованием новые стратегические задачи в области подготовки высококвалифицированных кадров для региональной экономики. Школа призвана обеспечить полноценное трудовое воспитание, трудовую и профессиональную подготовку. Это очень сложно в условиях массового падения социального статуса трудовой деятельности, существенно изменившего авторитет профессий.

Участники мероприятия порадовали своими блистательными, глубокими, грамотными, цельными  выступлениями и дали духовный заряд всем гостям.

Были представлены актуальные, в тоже время универсальные модели организации трудового обучения и воспитания  через интеграцию урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования, воспитательной работы с помощью экологического компонента, направленной на формирование технологических и профориентационной компетенций обучающихся в рамках реализации новых образовательных стандартов. У каждой школы выстроена своя концепция.

Было отмечено, что целями трудового обучения в крае являются: организация комплексного  трудового обучения и воспитания, пропаганда профессиональной направленности учащихся; развитие предпринимательской деятельности подростков в образовательной среде.

Некоторые направления работы школ выделяются из общего списка. В сельских школах - это научно-опытническая деятельность в теплице (работа в фермерском хозяйстве), работа с казачьим станичным обществом, работа с Советом ветеранов (МБОУ СОШ №24 ст. Раевская). В городских школах – информатизация образовательного процесса и использование современных образовательных технологий, развитие научно – технического и прикладного творчества, организация работы допрофессионального образования, обеспечение интеграции технологии с другими предметами учебного плана, сетевая интеграция (МАОУ СОШ №71).

Очень широко развито сельскохозяйственное направление, оно выполняет задачи:

- сформировать  у школьников осознанное стремление к использованию с/х опытничества в решении повседневных практических задач, возникающих в процессе общественно полезного, производительного труда;

- сформировать  у учащихся доступные умения и навыки по выращиванию культурных растений;

- осуществлять экологическое воспитание школьников на основе изучения взаимосвязей со средой обитания, ознакомления с мерами по охране природы при проведении сельскохозяйственных работ;

- реализовать тесную, целенаправленную связь обучения с с/х трудом по возделыванию растений на школьном учебно-опытном участке;

- использовать знания по основам растениеводства в целях трудового воспитания и ориентации учащихся на с/х профессии;                                                                        

- показать практическое значение ботанических знаний как научной основы растениеводства.

Отрадно, что в этом году приняли участие специальные (коррекционные) школы – интернаты. Проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире, в нашей стране, крае. В школах создана  эффективная система работы по формированию социальной и коммуникативной компетенций у выпускников с ОВЗ, проходит систематизация разрозненных знаний, умений, навыков, жизненного опыта учащихся в области трудового обучения, экономики, технологического обучения, развивается  тесное социальное партнерство с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ в ходе обучения в школе. Дети, имеющие интеллектуальную недостаточность, приобретают практические  знания, умения, навыки, необходимые для продолжения обучения, профессиональной ориентации и адаптации в обществе.

Социально – трудовая адаптация  проходит через труд на пришкольном участке, мини-ферме, работа на предприятиях и в организациях, выбор профиля трудового обучения, профессиональная подготовка (обучение в ПУ Краснодарского края). Выбор жизненного пути после окончания школы: трудоустройство, продолжение обучения, приобретение профессии, самореализация в жизни. Обучение представлено следующими профилями: цветоводство и декоративное садоводство, сельскохозяйственный труд, швейное дело, столярное дело, штукатурно-малярное дело, клининговое дело. Выбор данных профилей обусловлен потребностями предприятий района в данных специалистах, материально-технической базой учреждения.     Опыт, которым поделились школы,  может быть использован для успешной социализации  и интеграции в обществе выпускников коррекционных школ.

Конкурс прошел в благоприятной и доброжелательной атмосфере.

Победители и призеры конкурса были  награждены грамотами Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.

Материалы победителей конкурса размещены в методической копилке кафедры здоровьесберегающих технологий и эстетического образования.