Итоги краевого семинара учителей географии по теме «Особенности подготовки выпускников е ЕГЭ в 2019 г. на основе анализа практик 2018 г. по географии» 19 октября 2018 г.

19 октября 2018 г. Краснодарским краевым институтом развития образования совместно с кафедрой естественнонаучного и экологического образования был проведен краевой семинар по теме «Особенности подготовки выпускников е ЕГЭ в 2019 г. на основе анализа практик 2018 г. по географии». К участию в семинаре приглашались: учителя географии муниципальные тьюторы ЕГЭ.

В семинаре принимали участие 42 муниципальных тьюторов ЕГЭ. Вопросы, выносимые на рассмотрение семинара:

  1. «Анализ результатов ЕГЭ по географии в 2018 г.»
  2. «Методические подходы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по географии».
  3. Выступление учителей с опытом подготовки к ЕГЭ:

1. Носенко Надежда Григорьевна, учитель географии МОБУ СОШ № 11 Новокубанского района «Алгоритм решения заданий на установление причинно-следственных связей в географии»

2. Долгополова Оксана Владимировна, учитель географии МБОУ лицей № 4 г. Краснодара «Эффективные методические приемы подготовки к ЕГЭ по географии в 2019 году»

3.  Сирота Алена Викторовна, учитель географии МАОУ СОШ № 10 Красноармейского района «Работа с одаренными детьми, как средство компетентности школьников»

4. Деревяженко Валентина Николаевна, учитель географии МБОУ СОШ № 5 Абинского района «Алгоритм выполнения заданий повышенной трудности на примере заданий №м 32».

5. Оганесян Наталья Юрьевна, учитель географии МБОУ СОШ № 2 г. Тихорецка «Алгоритм решения задания № 29 на ЕГЭ по географии»

6. Никкерова Елена Юрьевна, учитель географии МАОУ СОШ № 2 Мостовского района «Система внеурочной деятельности обучающихся как фактор влияния на выбор профессий географической направленности»

7. Лукаш Надежда Григорьевна, учитель географии МБОУ СОШ № 6 Приморско-Ахтарского района «Работа с текстом на уроках географии при подготовке к ЕГЭ»

Наибольшее затруднение у всех выпускников, вызвали задания, проверяющие знание и понимание географических явлений и процессов в геосферах, способность правильно употреблять географические понятия и термины в заданном контексте. Неуверенное владение географической терминологией, неполное знание признаков географических процессов и явлений ведут к искаженному восприятию этих процессов, затрудняют успешное продвижение обучающихся по образовательной траектории и препятствуют формированию научной картины мира.

При работе с понятиями и терминами для учащихся всех групп необходимо диагностировать усвоение всех существенных признаков понятий. Для этого можно использовать различные методические приемы: диктанты понятий, составление кроссвордов, работа с парными понятиями – выделение черт сходства и различия. Для учащихся с хорошей и отличной подготовкой, которые путают достаточно близкие понятия («половодье», «паводок»; «верхнее течение реки», «нижнее течение реки»; «эстуарий», «дельта»), целесообразно использовать прием подведения под понятие, а также работать с близкими понятиями по выявлению черт сходства и различия. При организации текущего и тематического контроля знаний, проведении «географических диктантов» рекомендуется не ограничиваться проверкой знания учащимися определения понятий, а использовать задания, требующие их применения.

Значимым резервом повышения эффективности и качества школьного географического образования является реализация в образовательном процессе внутрипредметных связей. Так, при изучении регионального раздела курса «Экономическая и социальная география России» следует опираться на материал общего отраслевого раздела. Столь же важно при изучении крупных географических районов России опираться на материал, изучаемый в разделах «Природа России», «Население России» и «Хозяйство России». Более того, нужно начинать формировать географические знания об отдельных районах России при изучении общих разделов. Это поможет не только актуализировать и повторить знания по этим разделам, но и сформировать по-настоящему системные знания об отдельных частях нашей страны.

Представляется, что некоторое количество ошибок, которые допускают экзаменуемые, связаны с невнимательным чтением текста задания. Для устранения возможности таких ошибок имеет смысл познакомить обучаемых со специальными приемами, позволяющими им проявить понимание задачи: переформулировать задание, объяснить другу суть вопроса, записать план выполнения задания.

Существенным недостатком подготовки выпускников является слабое владение языковыми средствами – несформированность умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, правильную географическую терминологию. Это умение тесно связано с навыками работы с информацией с умением географического анализа и интерпретации текстовой информации. Необходимо не только поощрять учащихся формулировать свои мысли устно или письменно, но и предусматривать при планировании образовательного процесса самостоятельные работы учащихся с дополнительными текстами географического содержания.

Работа с текстами должна постепенно усложняться: от заданий на поиск и выявление информации, представленной в явном виде, формулирования прямых выводов на основе фактов, имеющихся в тексте, к заданиям на анализ, интерпретацию и обобщение информации, формулирование логических выводов на основе содержания текста, а также к заданиям, нацеленным на формирование умений использовать информацию из текста для решения различного круга задач с привлечением ранее полученных географических знаний.

При отборе текстов для использования в образовательном процессе следует руководствоваться двумя главными критериями: во-первых, для того, чтобы содержание текста стимулировало школьников к размышлению, использованию их географических знаний для решения познавательных и практико-ориентированных задач, оно должно иметь или личностную, (удовлетворение познавательного интереса), или общественную (затрагивать интересы человека как жителя того или иного города, страны, гражданина мира) значимость; во-вторых содержание текста должно позволять сформулировать географические вопросы.

Для профилактики недостатков подготовки школьников, повышения системности их знаний большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в базовой подготовке обучающихся. Поэтому при планировании образовательного процесса рекомендуется предусмотреть перед началом изучения каждого нового раздела курса школьной географии время на диагностику аспектов подготовки, являющихся опорными при изучении тех или иных вопросов. Особое значение имеет проведение в начале учебного года стартовой диагностики, нацеленной на проверку сформированности общеучебных информационно-коммуникативных и иных умений, навыков, видов познавательной деятельности. Такую работу можно и нужно планировать и проводить совместно с другими учителями естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов.

Оценивая, в целом, проведенный семинар с выступлениями учителей хочется отметить, что система работы по формированию оценки качества географического образования развивается и имеет уже положительные результаты. Такие краевые мероприятия, обсуждения и обмен опытом работы по решению проблем подготовки к итоговой аттестации по географии нужны и полезны.

Так как материал краевого семинара актуален в рамках подготовки к итоговой аттестации, то представленные работы рекомендуются для использования учителям географии Краснодарского края.