Итоги краевого семинара учителей географии «Особенности подготовки к ОГЭ 2019 г. по географии на основе анализа результатов ГИА 2018 г.» 15 октября 2018 г.

15 октября 2018 г. Краснодарским краевым институтом развития образования совместно с кафедрой естественнонаучного и экологического образования был проведен краевой семинар по теме «Особенности подготовки к ОГЭ 2019 г. по географии на основе анализа результатов ГИА 2018 г.». К участию в семинаре приглашались: учителя географии муниципальные тьюторы ЕГЭ и ОГЭ.

В семинаре принимали участие 43 муниципальных тьюторов ЕГЭ и ОГЭ.

Вопросы, выносимые на рассмотрение семинара:

  1. «Анализ результатов ОГЭ 2018 г. по географии в Краснодарском крае»
  2. «Методические подходы подготовки учащихся к ОГЭ по географии».
  3. Выступление учителей с опытом подготовки к ГИА:

1. Передельская Татьяна Вячеславовна, учитель географии МАОУ СОШ № 5 г. Туапсе «Современные подходы в преподавании географии на основе оценочных процедур результатов образования (НИКО, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ)».

2. Косумян Артур Акопович, учитель географии МОБУ СОШ № 4 г. Сочи «Использование технологии ссмыслового чтения при подготовке учащихся к ГИА».

3. Климов Владимир Евгеньевич, учитель географии МБОУ СОШ № 5 Калининского района «СМИ как средство активизации познавательной деятельности учащихся при подготовке к итоговой государственной аттестации».

4. Владимерец Екатерина Александровна, учитель географии МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара «Эффективные методические приемы подготовки к ОГЭ по географии в 2019 году».

5. Шапарева Елена Ивановна, учитель географии МБОУ СОШ № 31 г. Краснодара «Проведение мастер-класса в работе с молодыми учителями».

6. Чуб Ольга Ивановна, учитель географии МБОУ СОШ № 43 г. Краснодара «Мастер-класс на тему «Сотрудничество – путь к успеху» (системно-деятельностный подход на уроках географии».

7. Гришина Елизавета Андреевна, учитель географии МБОУ СОШ № 78 г. Краснодара «Методика и алгоритм решения заданий ОГЭ по географии повышенного уровня сложности».

8. Окунева Яна Ивановна, учитель географии МАОУ СОШ № 12 г. Геленджика «Система подготовки к ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

9. Титенко Зоя Ивановна, учитель географии МБОУ СОШ № 6 Выселковского района «Подготовка к ОГЭ, ГВЭ».

10. Морозова Зинаида Георгиевна, учитель географии МАОУ СОШ № 3 Брюховецкого района «Современные технологии в преподавании краеведческого компонента при изучении географии в школе».

Для профилактики недостатков подготовки школьников, повышения системности их знаний, большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в базовой подготовке обучающихся. Изучение многих вопросов курсов географии России и мира должно строиться с опорой на знание общих физико-географических закономерностей, изучаемых ранее. Поэтому при планировании образовательного процесса рекомендуется предусмотреть перед началом изучения каждого нового раздела курса школьной географии время на диагностику аспектов подготовки, являющихся опорными при изучении тех или иных вопросов. Особое значение имеет проведение в начале учебного года стартовой диагностики, нацеленной на проверку сформированности общеучебных информационно-коммуникативных и иных умений, навыков, видов познавательной деятельности. Такую работу можно и нужно планировать и проводить совместно с другими учителями естественно-научного и социально-гуманитарного циклов. Полезными при составлении соответствующих диагностических работ могут быть как задания из различных сборников, предназначенных для проведения тематического контроля, так и сборники заданий для оценки метапредметных результатов обучения.

Повышению эффективности образовательного процесса будет способствовать усиление акцента на сформированность у всех обучающихся ключевых географических понятий (это фундамент достижения многих требований образовательных стандартов). Полноценная сформированность географических понятий характеризуется способностью применять их при решении задач, использовать их для выражения своих мыслей (а не для воспроизведения текстов учебника). Для обеспечения такого уровня овладения понятиями целесообразно даже при дефиците времени отрабатывать все признаки, характерные черты рассматриваемого географического явления (процесса). Понятие должно усваиваться во всей полноте, иначе у учащихся возникает искаженная картина действительности. Целесообразно использовать небольшие тексты разных жанров – научные, информационные, публицистические – для узнавания изучаемых объектов. Необходимо учить школьников критически относится к информации, разбирая кто, как и почему именно так описывает явление: все ли признаки явления указаны; почему автор описал не все признаки; с какой целью автор описал это явление; если не все признаки указаны, значит ли это, что остальными признаками это явление не обладает, можно ли его отнести к изучаемым понятиям и т.п. При организации текущего и тематического контроля знаний, проведении «географических диктантов» рекомендуется не ограничиваться проверкой знания учащимися определения понятий, а предлагать задания, требующие их применения.

Оценивая, в целом, проведенный семинар с выступлениями учителей хочется отметить, что система работы по формированию оценки качества географического образования развивается и имеет уже положительные результаты. Такие краевые мероприятия, обсуждения и обмен опытом работы по решению проблем преподавания географии нужны и полезны.