Итоги краевого семинара «Качественная подготовка к ЕГЭ 2018 на основе результатов ЕГЭ-2017 география» в г.Горячий Ключ 18 октября 2017 г.

18 октября 2017 г. Краснодарским краевым институтом развития образования совместно с кафедрой естественнонаучного и экологического образования был проведен краевой семинар по теме  «Качественная подготовка к ЕГЭ 2018 на основе результатов ЕГЭ-2017 география». К участию в семинаре приглашались: учителя географии муниципальные тьюторы ЕГЭ.

В  семинаре принимали участие 37 муниципальных тьюторов ЕГЭ из 37 городов и районов Краснодарского края, кроме Отрадненского, Гулькевичского, Белоглинского, Славянского, Новопокровского районов и г. Сочи.

Вопросы, выносимые на рассмотрение семинара:

1.     «Анализ результатов ЕГЭ по географии в 2017 г.»

2.     «Методические подходы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по географии».

3.     Выступление учителей с опытом подготовки к ЕГЭ:

1. Передельская Татьяна Вячеславовна, учитель географии МАОУ СОШ № 5 г. Туапсе «Приемы изучения и диагностика, усвоения географической номенклатуры России»

2. Долгополова Оксана Владимировна, учитель географии МБОУ лицей № 4 г. Краснодара «Качественная подготовка к ЕГЭ-18 на основе результатов ЕГЭ-17 по географии»

3.  Алексеева Людмила Ивановна, учитель географии МБОУ СОШ № 29 Темрюкского р-на «Методы работы для подготовки учащихся к ГИА по географии»

4. Трифонова Валентина Николаевна, учитель географии МОБУ СОШ № 2 г. Кореновска «Формирование географического образа территории в курсах «География России» и «География мира»

5. Оганесян Наталья Юрьевна, учитель географии МБОУ СОШ № 2 г. Тихорецка «Внеурочная деятельность как эффективная форма подготовки к ГИА»

6. Вислогузова Елена Анатольевна, учитель географии МАОУ СОШ № 16 им. К.И. Недорубова Кущевского р-на «Решение проблемных заданий раздела «География России» при подготовке к ЕГЭ»

7. Носенко Надежда Григорьевна, учитель географии МОБУ СОШ № 11 Новокубанского р-на «Формирование у обучающихся целостного восприятия функционирования межотраслевых комплексов»

8. Демьяненко Татьяна Геннадьевна, учитель географии МБОУ СОШ № 9 Крыловского р-на «Итоговая аттестация: аспекты подготовки»

9. Климов Владимир Евгеньевич, учитель географии МБОУ СОШ № 5 Калининского р-на «Использование СМИ, как средства дополнительного источника знаний при подготовке к итоговой государственной аттестации»

10. Деревяженко Валентина Николаевна, учитель географии МБОУ СОШ № 5 Абинского р-на «Проблемы преподавания и подготовки ГИА по географии»

Важной частью географической подготовки, зафиксированной в требованиях Стандарта географического образования, является умение использовать различные источники географической информации для решения конкретных задач. Формирование умения работать со статистическими источниками информации – статистическими таблицами, графиками и диаграммами, специально географическими климатограммами.

При преподавании географии следует уделять специальное внимание формированию умений работать с текстами. В работу с текстом входят: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. В школьном курсе географии используются описательные, информационные, проблемные, составные тексты. К особенностям измерительных материалов по географии можно отнести комплексность, тесную связь текста с внетекстовыми компонентами: тематическими картами, таблицами, диаграммами, схемами, иллюстрациями. Возрастает роль текстов, с помощью которых можно вырабатывать критическое отношение к информации, выделять избыточную информацию, принимать решения.

Основные проблемы в подготовке учеников в области работы с текстом связаны с умением отбирать и анализировать нужную информацию, критически относиться к информации, формировать свою точку зрения. Особо следует отметить неумение подавляющего большинства обучающихся строить развернутое высказывание, точно и ясно выражать свою мысль, свою позицию

Для  профилактики  недостатков  подготовки  будущих  выпускников и  повышения  системности  их  знаний  большое  значение  имеет  своевременное  выявление  существующих пробелов в знаниях обучающихся. Рекомендуется при планировании образовательного процесса предусмотреть перед началом изучения каждого раздела курса время на диагностику аспектов подготовки, являющихся опорными при изучении той или иной темы.  Полезными при составлении соответствующих диагностических работ могут быть задания  из различных сборников, предназначенных для проведения тематического контроля. 

Многие современные учебно-методические комплекты по географии перед каждой  темой  имеют  специальную  рубрику «Вспомните», включающую  вопросы  и  задания,  направленные на повторение и актуализацию изученного ранее материала, восстановление  необходимых  при  изучении  темы  умений  и  навыков. В  первую  очередь  рекомендуется  включать в работу с заданиями этой рубрики именно обучающихся с невысоким уровнем  подготовки, давать им опережающие индивидуальные задания.

 Необходимо нацеливать процесс обучения не только на передачу некоторой системы теоретических знаний, но и на формирование умений применять эти знания на практике в различных ситуациях. В первую очередь время, необходимое для включения в образовательный  процесс  соответствующих  видов  деятельности,  рекомендуется  выделять   за  счет  сокращения  времени,  отводимого  на  репродуктивные  виды деятельности  обучающихся, в том числе на пересказ изученного материала.

Повышению  эффективности  преподавания  будет  способствовать  усиление  акцентов  на  сформированность у всех обучающихся  ключевых  географических  понятий.  При  организации  текущего  и  тематического  контроля  знаний,  проведении «географических  диктантов» рекомендуется не ограничиваться проверкой знания обучающимися определения понятий, а предлагать задания, требующие их применения.

 Оценивая, в целом, проведенный семинар с  выступлениями учителей хочется отметить, что система работы по формированию оценки качества географического образования развивается и имеет уже положительные результаты. Такие краевые мероприятия, обсуждения и обмен опытом работы по решению проблем подготовки к итоговой аттестации по географии нужны и полезны.

Так как материал краевого семинара актуален в рамках подготовки к итоговой аттестации то 8 представленных работ   рекомендуются для использования учителям географии Краснодарского края.

 

ст.преподаватель кафедры естественнонаучного и экологического образования                                                           О.Б. Голованова