Пресс-релиз краевого семинара учителей географии «Оценка качества достигаемых результатов в предметных областях: география» г. Горячий Ключ 17 октября 2017 г.
17 октября 2017 г. Краснодарским краевым институтом развития образования совместно с кафедрой естественнонаучного и экологического образования был проведен краевой семинар по теме «Оценка качества достигаемых результатов в предметных областях: география». К участию в семинаре приглашались: учителя географии муниципальные тьюторы ЕГЭ и ОГЭ.
В семинаре принимали участие 39 муниципальных тьюторов ЕГЭ и ОГЭ кроме Отрадненского, Гулькевичского, Белоглинского, Славянского, Новопокровского районов.
Вопросы, выносимые на рассмотрение семинара:
1. «Оценка качества достигаемых результатов по географии»
2. «Методические подходы подготовки учащихся к сдаче ГИА по географии».
3. Выступление учителей с опытом подготовки к ГИА:
1. Никкерова Елена Юрьевна, учитель географии МАОУ СОШ № 20 Мостовского р-на «Преподавание курса «Индивидуальный проект» в рамках ФГОС СОО как средство мотивации учащихся к исследовательской деятельности»
2. Окунева Яна Ивановна, учитель географии МАОУ СОШ № 12 им. Маршала Жукова г. Геленджика «Программа курса внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО «По страницам учебника географии», как средство для качественной подготовки учащихся 9-х классов к государственной итоговой аттестации»
3. Лукаш Надежда Григорьевна, учитель географии МБОУ СОШ № 6 Приморско-Ахтарского р-на «Формирование географического образа территории Приморско-Ахтарского района в рамках реализации регионального компонента на уроках географии»
4. Фоменко Елена Васильевна, учитель географии МБОУ СОШ № 3 Павловского р-на «Формирование познавательных компетенций обучающихся посредством интенсивов в рамках ФГОС»
5. Зубко Татьяна Владиславовна, учитель географии МБОУ СОШ № 57 Крымского р-на «Географический образ территории Крымского района в разрезе регионального компонента преподавания географии»
6. Супруненко Светлана Юрьевна, учитель географии МБОУ «Гимназия» Каневского р-на «Практическая работа как форма учебной деятельности учащихся при подготовке к итоговой аттестации»
7. Чевычелов Александр Николаевич, учитель географии АОУ СОШ № 4 им. Г.К.Жукова Динского р-на «Особенности изучения раздела «Регионы России» в рамках подготовки к ОГЭ»
8. Мазур Галина Александровна, учитель географии МБОУ лицей «Технико-экономический» г. Новороссийск «Формирование географического образа г. Новороссийска в рамках реализации регионоведческого компонента на уроках географии»
9. Нечаева Ирина Михайловна, учитель географии МБОУ СОШ № 18 г. Тимашевска «Подготовка учащихся к итоговой аттестации в 9 классе, через написание промежуточных и контрольных работ»
10. Молостова Лилия Федоровна, учитель географии МАОУ СОШ № 6 г. Анапа «Эффективные методы и приемы подготовки учащихся к ОГЭ по географии»
11.Сирота Алена Викторовна, учитель географии МАОУ СОШ № 10 Красноармейского р-на « Аттестация учителя – залог успешной государственной итоговой аттестации учащихся»
12. Деревяженко Валентина Николаевна, учитель географии МБОУ СОШ № 5 Абинского р-на «Формирование географического образа территории, как аспект подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в решении проблемных заданий».
13. Рустамова Эльвира Мугутдиновна, учитель географии МБОУ СОШ № 8 Кавказского р-на «Приоритетные направления внеурочной деятельности»
14. Морозова Зинаида Георгиевна, учитель географии МАОУ СОШ № 3 Брюховецкого р-на «Реализация регионоведческого компонента в педагогической деятельности учителя с применением программного обеспечения Turbo Site «Образ Брюховецкого района»
Для профилактики недостатков подготовки школьников, повышения системности их знаний, большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в базовой подготовке обучающихся. Изучение многих вопросов курсов географии России и мира должно строиться с опорой на знание общих физико-географических закономерностей, изучаемых ранее. Поэтому при планировании образовательного процесса рекомендуется предусмотреть перед началом изучения каждого нового раздела курса школьной географии время на диагностику аспектов подготовки, являющихся опорными при изучении тех или иных вопросов. Особое значение имеет проведение в начале учебного года стартовой диагностики, нацеленной на проверку сформированности общеучебных информационно-коммуникативных и иных умений, навыков, видов познавательной деятельности. Такую работу можно и нужно планировать и проводить совместно с другими учителями естественно научного и социально-гуманитарного циклов. Полезными при составлении соответствующих диагностических работ могут быть как задания из различных сборников, предназначенных для проведения тематического контроля, так и сборники заданий для оценки метапредметных результатов обучения.
Повышению эффективности образовательного процесса будет способствовать усиление акцента на сформированность у всех обучающихся ключевых географических понятий (это фундамент достижения многих требований образовательных стандартов). Полноценная сформированность географических понятий характеризуется способностью применять их при решении задач, использовать их для выражения своих мыслей (а не для воспроизведения текстов учебника). Для обеспечения такого уровня овладения понятиями целесообразно даже при дефиците времени отрабатывать все признаки, характерные черты рассматриваемого географического явления (процесса). Понятие должно усваиваться во всей полноте, иначе у учащихся возникает искаженная картина действительности. Целесообразно использовать небольшие тексты разных жанров – научные, информационные, публицистические – для узнавания изучаемых объектов. Необходимо учить школьников критически относится к информации, разбирая кто, как и почему именно так описывает явление: все ли признаки явления указаны; почему автор описал не все признаки; с какой целью автор описал это явление; если не все признаки указаны, значит ли это, что остальными признаками это явление не обладает, можно ли его отнести к изучаемым понятиям и т.п. При организации текущего и тематического контроля знаний, проведении «географических диктантов» рекомендуется не ограничиваться проверкой знания учащимися определения понятий, а предлагать задания, требующие их применения.
В условиях перехода на ФГОС возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль над качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.
Для улучшения оценки качества достигаемых результатов учителю рекомендуется:
1) для профилактики недостатков подготовки будущих выпускников и повышения системности их знаний большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в знаниях обучающихся.
2) многие современные учебно-методические комплекты по географии перед каждой темой имеют специальную рубрику «Вспомните», включающую вопросы и задания, направленные на повторение и актуализацию изученного ранее материала, восстановление необходимых при изучении темы умений и навыков.
3) необходимо нацеливать процесс обучения не только на передачу некоторой системы теоретических знаний, но и на формирование умений применять эти знания на практике в различных ситуациях.
4) повышению эффективности преподавания будет способствовать усиление акцентов на сформированность у всех обучающихся ключевых географических понятий.
Оценивая, в целом, проведенный семинар с выступлениями учителей хочется отметить, что система работы по формированию оценки качества географического образования развивается и имеет уже положительные результаты. Такие краевые мероприятия, обсуждения и обмен опытом работы по решению проблем преподавания географии нужны и полезны.