Итоги краевого конкурса общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2019г.

Подведены итоги краевого конкурса общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2019 году. Для участия в региональном (заочном) этапе конкурса было представлено 136 проектов и творческих работ в пяти номинациях.

Победителями краевого конкурса признаны:

в номинации «Школьная библиотека – центр поддержки и развития чтения» – МБОУ СОШ №31 МО Динской район;

в номинации «Читающая семья» – МАОУ лицей пгт Афипского МО Северский район;

в номинации «Русский язык как средство формирования культурной и читательской компетентности обучающихся» – МАОУ СОШ № 7 г. Армавира;

в номинации «Читательский проект» – МАОУ СОШ № 7 ст. Полтавской МО Красноармейский район;

в номинации «За верность «Русскому слову!» – МБОУ гимназия № 7 имени Героя Советского Союза В.А. Ермолаева г. Крымска МО Крымский район.

Призерами краевого конкурса стали:

в номинации «Школьная библиотека – центр поддержки и развития чтения» – МАОУ лицей № 11 имени В.В. Рассохина г. Армавира; МАОУ МО город Краснодар лицей №48 имени А.В. Суворова;

в номинации «Читающая семья» – МБОУ МО Динской район «СОШ №30 имени Героя Советского Союза Н.А. Примака»; МБОУ СОШ № 38 МО Абинский район;

в номинации «Русский язык как средство формирования культурной и читательской компетентности обучающихся» – МБОУ СОШ №16 им. П.А. Сидорова МО Белореченский район; МАОУ СОШ № 11 имени Шевченко МО Тимашевский район;

в номинации «Читательский проект» – МАОУ МО город Краснодар лицей № 64; МБОУ гимназия №2 г. Новокубанска МО Новокубанский район;

в номинации «За верность «Русскому слову!» – МБОУ МО Динской район «СОШ № 1 имени А.А. Туркина»; МБОУ СОШ №3 МО город-курорт Геленджик.

Следует отметить, что многие из представленных на конкурс работ содержат интересный опыт организации продвижения чтения в школах Краснодарского края. Так, в номинации «Школьная библиотека – центр поддержки и развития чтения» творческая работа школы-победителя (МБОУ СОШ №31 МО Динской район, зав. библиотекой В.В. Любарец) продемонстрировала реализацию проекта «К театру сердцем прикоснись…». В текущем году, работу по формированию и развитию читательской среды в школе руководители детским чтением (учителя, библиотекари, родители), концентрировали на реализации проекта, связавшем чтение и Год театра, в т.ч. создание кукольного театра, театральные постановки литературных произведений, акции, выставки, викторины, лэпбуки и т.д.). Масштабность проекта позволила выйти за рамки школы, успешно использовать социальное партнерство с другими организациями.

Конкурсные работы призеров показали, каким образом создается читательская среда в школе, с активным использованием ресурсов библиотеки (информационных, профессиональных, творческих). Так, система работы МАОУ лицей № 11 г. Армавира (Д.Н. Чуйко, библиотекарь) позволяет сделать вывод об эффективности реализации проекта «Дорога в библиотеку путь к сердцу, душе и добру».

Замечательно оформленная конкурсная работа МАОУ МО город Краснодар лицей №48 (зав. библиотекой Н.В. Тоцкая) представляет собой ряд проектов по продвижению чтения, как реализованных, так и намеченных к реализации. Особый интерес у читателей библиотеки вызвала игровая библиотечно-театральная летняя смена, проведение литературного квеста среди 1-8-х классов лицея, запущен проект «Постерная презентация любимого произведения».

К сожалению, полбалла не хватило конкурсной работе МБОУ СОШ №42 г. Краснодара (библиотекарь С.В. Маруняк) для выхода в призеры Конкурса. Библиотека школы позиционирует себя «как культурный навигатор детского чтения», представленная система работы доказывает, что она таковой и является. В библиотеке активно работают: читательская группа «Литературные первоцветы», культурный клуб «Творческие люди», кружок «Школа библио-ТВ». Отдельное направление по работе с коррекционным классом «Дети с грустными глазами», в соответствии с которым С.В. Маруняк работает уже не первый год. Обращаясь к своим читателям, она пишет: «Есть одноклассники, есть СМИ и интернет / Есть двор и улица, и прочие «советчики» / Но хочется, чтоб на вопрос – ответ / На полке вы нашли библиотечной».

Очень достойная конкурсная работа МБОУ СОШ №1 г. Горячий Ключ (зав. библиотекой А.В. Синицына) «Библиотечно-информационный центр как катализатор развития инновационного потенциала образовательного учреждения», ориентированная на активное использование новых информационных, педагогических и библиотечных технологий. Авторы подчеркивают, что в настоящее время необходимы новые формы и методы работы библиотеки с читателями, «продвинутыми» в области ИКТ. Библиотекой разработан авторский проект «QUEST», ориентированный на развитие у учащихся аналитическо-творческого подхода к любой информации. В течение нескольких лет в библиотеке школы реализуется проект «Арт-гостиная», куда входят кластеры «Волшебная лампа» (громкие чтения), «PROчтение» (интернет-уроки, интерактивные игры, мультимедийные презентации), активно используются различные электронные ресурсы.

Системный проект по чтению представлен школьной библиотекой МБОУ СОШ №19 Усть-Лабинского района (библиотекарь Н.Б. Палей), охватывающий различные направления по продвижению чтения, предполагающего активное использования социального партнерства и электронной среды (в т.ч. сайт школы). Интересен опыт реализации проекта в рамках международного конкурса к Месячнику школьных библиотек. Ребята вместе с библиотекарем и администрацией школы приняли участие в проекте «Закладка» (учащиеся школы отправили свои книжные закладки по почте в Португалию, Польшу, Германию, Украину) и проекте «Skype» (не только провели видеоконференцию с ребятами из небольшого поселка Красноярского края, но и посоревновались с ними в «Библиобитве»).

Созданию читательской среды в школьной библиотеке, привлекательной и комфортной для ребят уделяют большое внимание в МБОУ СОШ №18 с. Тенгинка Туапсинского района (библиотекарь Л.В. Новоглядова). Этому способствует зонирование помещения: «Детский уголок», «Подростковый перекресток» и т.д., уголок «Творчество наших читателей», «Нарисуй рисунок к любимой книге», около библиотечное пространство – «Дерево улыбок» (фото лучших читателей, мероприятий).

Следует отметить опыт работы: коллектива МБОУ СОШ №10 Тимашевского района (педагог-библиотекарь Т.Ю. Вовк) по популяризации книги и чтения - разработана и реализуется программа по продвижению чтения «Читаем вместе!» (1-4 кл.), PR-акция «Приди в библиотеку!», бенефис читателя, встреча с писателями, работа с родителями; а также представленную работу «Интеграция работы школьной библиотеки и педагогов в формировании всесторонне развитой, социально-востребованной личности через мероприятия по продвижению книги и чтения» МБОУ СОШ №1 Отрадненского района (зав. библиотекой В.Н. Власова); «Роль школьной библиотеки в военно-патриотическом воспитании учащихся» МБОУ СОШ №2 г. Кропоткин Кавказского района (зав. библиотекой Л.В. Ловлина).

В номинации «Читающая семья» определен лучший видеоролик, который представили МАОУ лицей пгт Афипского Северского района. (семья Зориных при участии семьи Леоновых, семьи Николенко)

«Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения» - тема конкурсной работы МБОУ СОШ № 30 МО Динской район (Ю.Ю. Колесникова, учитель начальных классов, родители 2-В кл.), которая представила систему работы в данном направлении за последние несколько лет. Проект «Читающая мама» был основан на результатах исследования «Книга и библиотека в жизни семьи», анкетирования родителей, формирования круга семейного чтения. Системный подход реализован по направлениям: литературная мастерская «Радостные чтения»; массовые мероприятия (конкурсы, викторины и пр.); блок «Родительские собрания»; блок «Рекомендательная библиография» и т.д.

МБОУ СОШ № 38 МО Абинский район (учитель начальных классов И.М. Неподоба, Гузь Софья, 1-А кл.  и ее родители) представили интересный фильм «Моя читающая семья», где каждый из членов семьи, включая бабушку, рассказал о своих читательских предпочтениях, показал свою домашнюю библиотеку.

МБОУ СОШ №2 г.-к. Геленджика (Молоканова Т.В., зам. директора по УМР, Охрименко Е.А., учитель рус. языка и литературы, Каримова Е.Н., учитель технологии) для участия в конкурсе представили аудиосказку по мотивам произведения Н.С. Лескова, исполнителями которой являются родители и учителя. Такая форма выбрана на основе исследования учащихся 7 кл. «Канал восприятия», выявившего необходимость развития именно аудиального канала восприятия для учащихся. После прослушивания аудиосказки, ребята подготовили иллюстративные творческие работы.

Интересную работу представила МБОУ СОШ №7 Тимашевского района «Классная читающая семья» (рук. И.В. Гурьева, О.В. Панченко), в которой учащиеся 3-го класса рассказали о том, как они вместе с родителями добились звания «самый читающий класс» в школе. Как объединить усилия родителей и педагогов по вовлечению учащихся в чтение детей показала в своей творческой работе МБОУ СОШ №14 Тимашевского района (О.А. Багринец).

В данной номинации следует отметить конкурсные работы МАОУ СОШ №40 г. Новороссийск «Клуб семейного чтения»; видеофильм «Сказка о сбежавших книгах» МБОУ НОШ №40 ст. Ленинградской (Степан Разин, его семья; Е.А. Саакович, учитель; работники районной библиотеки); видеоролик «Книга – лучший друг!» МБОУ гимназия №14 г. Ейска (Ярослав Собянин, ученик 3-А кл. и его родители).

В номинации «Русский язык как средство формирования культурной и читательской компетентности обучающихся», помимо работ школ - победителя и призеров, следует отметить конкурсную работу МБОУ СОШ №18 пос. Паркового Тихорецкого района, представленную авторским коллективом учителей (В.А. Печенкина, Н.А. Реброва, О.В. Мирошниченко, Л.О. Хачатрян, М.В. Казак, О.А. Черницина, Е.В. Новоженова, О.Н. Кулинич) - проект «Школа – территория креативного чтения», цель которого заключается в повышении значимости культуры творческого чтения как фактора успешной социализации личности в современном обществе. Значимость данного проекта в наличии системы работы по продвижению чтения в рамках учебной и внеурочной деятельности, в реализации которого участвуют все учителя и обучающиеся, школьная и районная библиотека, ДК поселка. Воспитанию лидеров чтения способствует программа социальной направленности «Волонтеры чтения», представлено не только литературное творчество ребят этой школы, но и интересные проекты: «Закладка для книг» (Мартынова А., 7-В), «Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся» (Белых О., Купцов Н. 8-А), «Наша семья Квасниковых – читающая семья» (Квасников Артем, 2-А) и др.

Следует отметить актуальность проекта, представленного учителем русского языка и литературы О.Н. Ляшко МБОУ СОШ №10 Щербиновского района «Нам дороги эти позабыть нельзя…». Рассказано о том, как проходил литературный марафон чтения книг о войне в данной школе, а также иллюстрации книг военной тематики, сделанные учащимися.

МБОУ СОШ №34 пгт. Джубга Туапсинского района представили ряд методических материалов по мероприятиям, активизирующим чтение школьников, среди них: «Читательская конференция в 3 и 4 классе» (Н.Б. Щеголихина, С.Н. Карпович), Технологическая карта урока (Н.Н. Гончарова) и др.

В номинации «Читательский проект» в соответствии с Положением на Конкурс должны быть представлены читательские проекты (в т.ч. волонтерские) обучающихся 6-х-11-х классов. Форматы читательских проектов - по выбору участников, в т.ч. в виртуальном пространстве. Заявленные конкурсные проекты отличались разнообразием: квесты, флешмобы, театральные постановки, встречи с писателями, фестиваль, блоги и т.д., направленные на продвижение книги и чтения среди учащихся их школы или муниципалитета.

Серьезный системный проект школы-победительницы (МАОУ СОШ № 7 ст. Полтавской МО Красноармейский район) – виртуально-интерактивный волонтерский литературно-исторический проект «Литературная карта станицы Полтавской» (https://krsrm-school7.obr23.ru/item/305638, фото виртуальной экскурсии https://vk.com/album-134062470_267741823).

Как через читательский проект организовать летнее чтение ребят показала конкурсная работа лицея № 64 г. Краснодара, реализующего деятельность Российского движения школьников. Интересный проект «Мир, увиденный через книгу» сделал Сорокопудов Роман, ученик 10-А кл. гимназии №2 г. Новокубанска (руководитель Е.В. Чекулаева), он сделал замечательный буктрейлер по произведениям своего любимого писателя А. Конан Дойла для своих одноклассников.

Целый ряд проектов был представлен в замечательной работе МБОУ СОШ №15 Тимашевского района (руководители М.В. Гарькуша, В.В. Ситникова): «Летнее чтение с увлечением», «Возьмите книги в руки, дети!» и др. С 2014 года в школе работает летний библиотечный клуб «Алые паруса», создана группа ребят «Волонтеры чтения», активно вовлекаются в работу по продвижению чтения и родители.

Оригинальный проект «Летнее чтение с увлечением или Робинзонада» представила МАОУ СОШ №2 г. Усть-Лабинска (библиотекарь И.Н. Полякова), в основе которого лежит игра по книге Д. Дефо «Робинзон Крузо». В течение 2-х недель участники (50 человек из 5-х классов семи школ города) совершают увлекательное путешествие и проходят испытания вместе с главным героем. 

Интересный читательский проект «Книга как путешествие» придумали и реализовали учащиеся 10 кл. МБОУ СОШ №7 ст. Октябрьской Крыловского района Омельченко Юлия и Савош Анна (руководитель С.А. Шостенко). Вместе с ребятами младших классов они совершили «Полет на Планету Чтения».

Группа «Читающая школа» была создана в социальной сети ВКонтакте ученицей 9-Б кл. МБОУ СОШ №2 г. Армавира Эмилией Тюгулевой (рук. О.С.Рулева) (https://vk.com/club187923770). Целый ряд рубрик этого ресурса знакомит с проектами по чтению учеников данной школы.

Следует отметить читательский проект коллектива учащихся и учителей МБОУ СОШ №37 п. Тюменский Туапсинского района (рук. Е.Г. Васильева, Ю.В. Филатова) – литературный квест «Книгу требует душа…»; читательский проект «Открываем поэзию Николая Рубцова» МБОУ СОШ №13 ст. Ленинградской (Денис Скрипка, учащийся 8 кл., С.М. Шутенко, учитель рус. языка и литературы, Т.И. Мороз, библиотекарь).

Традиционно церемония награждения, а также защита проектов, творческих работ школ – победителей и призеров краевого конкурса общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2019 году состоится в апреле 2020 года в рамках краевой ежегодной конференции, посвященной проблемам чтения.