16 мая 2018 г. проведён вебинар «Подготовка к итоговой аттестации 2018 года по предметам естественнонаучного цикла (физика) 11 класс»

В соответствии с планом работы ГБОУ ИРО КК кафедра естественно-научного и экологического образования провела 16 мая 2018 года краевой вебинар «Подготовка к итоговой аттестации 2018 года по предметам естественнонаучного цикла (физика) 11 класс». Вебинар проведен по материалам Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

В работе вебинара приняли участие 235 педагогических работников края - учителей физики, методистов РМО, курирующих предмет физика, региональных тьюторов по физике – из 29 муниципалитетов Краснодарского края.

В первой части вебинара были рассмотрены изменения в кодификаторе

элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций на ЕГЭ – 2018 по физике. Добавлены: а) 5 пунктов в разделе «Квантовая физика и элементы астрофизики», касающихся элементов содержания по вопросам астрофизики; б) формулы первой и второй космических скоростей в раздел «Механика»; в) новые справочные данные в начале варианта из раздела «Элементы астрофизики». На вебинаре было пояснено, какую информацию может извлечь ученик на экзамене, использую указанные формулы и справочные данные.

В основной части вебинара была рассмотрена методика проверки и оценивания заданий с развернутым ответом № 28 – 32 на ЕГЭ-2018 по физике. Эти вопросы очень важны как для учителей-физиков, так и для учеников, сдающих экзамен. Они позволяют и учителю, и ученику скорректировать подготовку к экзамену с учетом тех требований, которые предъявляются к экзаменационным работам по физике.

В схеме оценивании заданий № 28 - № 32, как было отмечено на вебинаре, в 2018 г. произошли изменения: в варианте экзамена могут быть задания с дополнительными условиями. Например, дополнительно к объяснению предлагается изобразить схему электрической цепи или рисунок с ходом лучей в оптической системе. В этом случае в описание полного правильного решения вводится еще один пункт (верный рисунок или схема). Отсутствие рисунка (или схемы) или наличие ошибки в них приводит  к снижению на 1 балл. Наличие правильного рисунка (схемы) при отсутствии других элементов ответа  - ставится 1 балл.

Далее на вебинаре были рассмотрены комментарии к обобщенной схеме оценивания расчетных задач № 29 - № 32. Решение учащегося может иметь логику, отличную от авторской логики решения (альтернативное решение). В этом случае эксперт оценивает возможность решения конкретной задачи тем способом, который выбрал учащийся.  Если ход решения учащегося допустим, то эксперт оценивает полноту и правильность этого решения на основании  того списка основных законов, формул или утверждений, которые соответствуют выбранному способу решения и не противоречат кодификатору формул, разрешенных к использованию на экзамене по физике без их вывода и доказательств.

В качестве исходных формул принимаются только те, которые указаны в кодификаторе. При этом форма записи формулы значения не имеет (например, основная физическая величина представлена в формуле или преобразованная из данной формулы). Если же учащийся использовал в качестве исходной формулы ту, которая не указана в кодификаторе, то работа оценивается исходя из отсутствия одной из необходимых для решения формул. (Например, учащийся может в качестве исходной использовать формулу для изменения внутренней энергии одноатомного идеального газа, поскольку она есть в кодификаторе. Однако, формулу для количества теплоты , полученного газом в изобарном процессе в качестве исходной использовать нельзя, т.к. она отсутствует в кодификаторе). В этом случае даже такая работа оценивается по критерию отсутствия одной из основополагающих формул и оценивается в 1 балл, даже при наличии верного числового ответа. Это очень важные моменты для наших учеников – они должны точно знать, какие формулы можно использовать без выводов, а какие нет, и к каким последствиям это приводит, т.е. сколько баллов они могут потерять на этом.

 После этого на вебинаре были рассмотрены в качестве примеров оценивания задания № 28 - № 32 из нескольких ученических работ прошлого года с различным количеством баллов, от 3 до 0 баллов, с подробным анализом совершаемых учениками ошибок.

 В заключительной части вебинара были даны ответы на вопросы его участников.

С материалами вебинара можно познакомиться на официальном сайте ГБОУ ИРО Краснодарского края в разделе «Вебинары по подготовке к итоговой аттестации» (по ссылке http://connect.iro23.ru/p8ubbjn380z/)