Итоги конференции по географии в г.Горячий Ключ (01 ноября 2014)

1 ноября 2014 г. в г.Горячий Ключ Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования была проведена краевая конференция по теме «Результаты ЕГЭ-2014 по естественнонаучным дисциплинам (география) и актуальные проблемы подготовки к ЕГЭ – 2015 г.». К участию в конференции приглашались муниципальные тьюторы, учителя географии, руководители и методисты ТМС, специалисты муниципальных органов управления образованием.

На конференции присутствовало 45 участников из 41 района Краснодарского края.

В рамках конференции обсуждались результаты государственной итоговой аттестации 2014 года в Краснодарском крае, проблемы подготовки к экзаменам на следующий учебный год. Программа конференции была насыщенна, обсуждались планы работы тьюторов в муниципалитетах, вопросы решения проблемных заданий государственной итоговой аттестации, особенности преподавания географии в рамках введения ФГОС и диагностика метапредметных результатов школьников.

На краевой конференции выступали муниципальные тьюторы края с темами:

1. Трифонова Валентина Николаевна – учитель географии МОБУ СОШ №2 Кореновского района, муниципальный тьютор, руководитель РМО («Индивидуальный стиль обучения учителя и учебный успех обучающегося в рамках подготовки к итоговой аттестации»). Тема выступления была посвящена формам взаимодействия педагога и учащихся в процессе учебной деятельности, направленной на формирование УУД и подготовку к ГИА (ОГЭ и ЕГЭ). В презентации выступающим были даны рекомендации по решению проблемных заданий при подготовке к ГИА, где включены задания открытого банка данных на октябрь 2014г.

3. Нечаева Ирина Михайловна – учитель географии МБОУ СОШ №18 Тимашевского района, муниципальный тьютор, руководитель РМО («Система подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по географии в Тимашевском районе»). В выступлении была раскрыта система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации через разбор заданий по темам «Мировое хозяйство», «Население мира», и «Политическая карта». На практических примерах показан подробный разбор заданий.

4. Мазур Галина Александровна – учитель географии МБОУ ТЭЛ г. Новороссийска, муниципальный тьютор, руководитель РМО («Система работы тьютора Новороссийского района»). В выступлении была раскрыта система работы тьютора на консультативных пунктах Новороссийского района, особенности разработки контрольных городских работ и работа с проблемными вопросами государственной итоговой аттестации.

5. Демьяненко Татьяна Геннадьевна – учитель географии МБОУ СОШ № 9 Крыловского района, муниципальный тьютор («Особенности работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам по географии»). В выступлении затрагивались вопросы, возникающие при организации работы с одаренными учащимися при подготовке к олимпиадам. Как правильно организовать работу с учащимися, какой литературой необходимо пользоваться, в каких олимпиадах по географии можно участвовать и какую возможность дают призовые места в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников при поступлении в ведущие ВУЗы страны.

6. Келейникова Елена Юрьевна – учитель географии МАОУ СОШ № 3 Гулькевичского района, муниципальный тьютор («Профориентационная деятельность на уроках географии»). Согласно ФГОС ООО профориентация является одним из направлений как внеурочной, так и урочной деятельности. Рассмотрены основные профессии, для которых базовыми являются знания географии, элементы уроков с профориентационной направленностью.

7. Бердникова Ирина Петровна – учитель географии МАОУ СОШ № 4 Абинского района, муниципальный тьютор («Система подготовки проблемных вопросов ГИА на уроках географии»). В ходе выступления представлена система подготовки проблемных вопросов ГИА: природные и экономические взаимосвязи; Земля – планета Солнечной системы и другие.

В основе данной системы лежит системно-деятельностный подход и широкое использование наглядности. Деятельность преподавателя заключается не в «передаче» знаний, а в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности, управлении учебной деятельностью.

Использование наглядности помогает формировать предметные и метапредметные результаты: давать определения, устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Представленные технологии предполагают развитие таких учебных компетенций как наблюдение, сравнение, сопоставление, нахождение закономерностей, что приводит к формированию умений анализировать и решать проблемные задачи, развивать географическую речь, формировать мотивацию к обучению и, как следствие, получать высокие результаты на ЕГЭ.

8. Лукаш Надежда Григорьевна – учитель географии МБОУ СОШ №6 Приморско-Ахтарского района, муниципальный тьютор, руководитель РМО («Система подготовки учащихся Приморско-Ахтарского района к государственной итоговой аттестации»). В выступлении были раскрыты основные направления деятельности руководителя РМО и тьютора при подготовке к ЕГЭ, изменения численности сдающих ЕГЭ, итоговая диагностика с 2006 по 2013 гг., кадровый состав методического объединения.

9. Стеликова Галина Валериевна – учитель географии МБОУ гимназии № 69 г. Краснодара, муниципальный тьютор («Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации школьников к обучению географии и подготовки к ЕГЭ»). Для повышения мотивации школьников к обучению географии и подготовки к ЕГЭ в рамках использования современных образовательных технологий служит создание совместно с учащимися географической игротеки. Главные принципы, которой является востребованность результатов работы, опора на жизненный опыт учащихся.

10. Молостова Лилия Федоровна – учитель географии МАОУ СОШ № 6 г. Анапа, муниципальный тьютор («Развитие творческих способностей детей методом проектных технологий при подготовке к итоговой аттестации»). Наряду с традиционными методами обучения автор широко применяет инновационные технологии, работа с цифровыми образовательными ресурсами и в т.ч. система Dimo для подготовки учеников к ГИА.

11. Морозова Зинаида Георгиевна – учитель географии МАОУ СОШ № 3 Брюховецкого района, муниципальный тьютор, руководитель РМО («Применение цифровых технологий на уроках географии»). Использование и применение цифровых технологий и сетевого сообщества интернет ресурсов повышает мотивацию учащихся и эффективно помогает при подготовке выпускников к итоговой аттестации по географии.

Залогом успеха выпускника на экзамене является упорная и добросовестная работа учителя при изучении всех школьных курсов географии. В условиях перехода на ФГОС возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль над качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.

Активную помощь в подготовке к ЕГЭ оказывают тьюторы, которые первыми на курсах повышения квалификации получают материалы анализа результатов ЕГЭ и ОГЭ Краснодарского края, методические рекомендации по подготовке к ГИА для учащихся и учителей. На конференции тьюторами обсуждались вопросы организации подготовки к итоговой аттестации. К рекомендациям по организации подготовки относятся: контроль знаний каждого школьника через проведение диагностических работ районного уровня, а также постоянно действующие семинары для учителей – участников ЕГЭ, консультационные пункты для школьников.

Также имеет большое значение правильно организованная работа непосредственно в период подготовки к экзамену. Учет типичных ошибок выпускников прошлых лет, может сделать эту подготовку более эффективной. Рекомендуется ознакомиться с демонстрационным вариантом и спецификацией КИМ ЕГЭ и ОГЭ по географии 2015 г., а также использовать при подготовке к ГИА открытый банк ФИПИ.

Оценивая, в целом, проведенную конференцию с выступлениями учителей географии - муниципальных тьюторов, хочется отметить, что система работы тьюторов в территориях развивается и имеет положительные результаты. Такие краевые мероприятия, обсуждения и обмен опытом работы по решению актуальных проблем подготовки к ГИА в географии нужны и полезны.

Так как материал конференции актуален в рамках подготовки школьников к итоговой аттестации, то шесть представленных работ рекомендуются для использования учителям Краснодарского края.