Методические рекомендации по использованию учебного пособия О.А. Хамцовой, И.А. Терской «Жемчужины Кубани» в образовательном процессе начальной школы

Издательско-полиграфическим центром «Перспективы образования» в 2013 году выпущено учебное пособие «Жемчужины Кубани» авторов О.А. Хамцовой, И.А. Терской. Данное пособие предназначено учащимся первых классов после завершения букварного периода для использования на протяжении всего обучения в начальной школе.

Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, «жемчужина» - «сокровище, лучшее украшение». На страницах пособия учащиеся приглашаются в удивительное путешествие по самым интересным, исторически важным местам нашего края. Авторы пособия сравнили достопримечательности Кубани с яркими жемчужинами, привлекающими к себе внимание жителей и гостей края.

Учебное пособие разработано с целью приобщения младших школьников к чтению, знакомства с истоками кубанской культуры, привития любви к своей малой Родине; развития познавательных, эстетических, нравственных качеств личности школьников; формирования бережного отношения к культурному, природному, историческому наследию родного края.

Содержательный материал учебного пособия соответствует возрастным особенностям младших школьников и ориентирован на расширение детского кругозора, обогащение активного словарного запаса, совершенствование навыков чтения, слушания, говорения, развития внимания, воображения.

Учебное пособие рекомендуется к использованию на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников.

Учебное пособие может стать основой для творческого взаимодействия учащихся, учителя, родителей. Обширный краеведческий  и иллюстративный материал предоставит возможность организовать виртуальную экскурсию по достопримечательностям края.

Содержание учебного пособия представлено тремя разделами:  «Чудеса природы», «Природа и человек», «Памятные места». Для удобства пользования учебным пособием, предусмотрена цветовая маркировка разделов. Для организации учебного диалога, вовлечения учащихся в обсуждение, постановку проблемных вопросов, после каждого раздела продумана система практических заданий.

Поддержанию познавательной активности, организации творческого поиска младших школьников будет способствовать игровое задание «Жемчужное ожерелье Кубани». Данное задание предусматривает заполнение наклейками (приложение-вкладыш) игрового поля, расположенного на последних страницах издания, по мере ознакомления с содержательной частью пособия. Ожерелье жемчужин завершается полем «Моя жемчужина», на котором ребята приглашаются продолжить поиск удивительных уголков Краснодарского края, отыскать свою жемчужину и рассказать о ней.

Выполнение данного задания рекомендуется организовать путем включения младших школьников в индивидуальную и групповую проектную деятельность, использование которой в  образовательном процессе начальной школы является одним из важнейших условий реализации ФГОС НОО.

На начальном этапе работы над проектом важно создать положительный мотивационный настрой. С учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся первых классов со стороны руководителя проекта должна быть оказана помощь в выборе актуальной и значимой для ученика темы проекта, определении цели и задач проекта, составлении плана работы над проектом, сборе и оформлении информации, а также в подготовке индивидуальных или групповых сообщений для одноклассников и их обсуждения – защите проектных работ.

При оформлении проектных продуктов рекомендуется придерживаться оформления статей в учебном пособии О.А. Хамцовой, И.А. Терской «Жемчужина Кубани».

Учащиеся первых классов – авторы проектных работ, классные коллективы, а также руководители проектов приглашаются к участию в краевом заочном конкурсе творческих проектов «Жемчужина Кубани». Положение о конкурсе размещено на сайте Министерства образования и науки Краснодарского края в разделе «Общее образование», «Кубановедение, ОПК».

Итогом проведения конкурса станет специальный выпуск пособия «Жемчужины Кубани», авторами которого станут учащиеся школ Краснодарского края.

 

 

Зав. кафедрой начального образования

ГБОУ Краснодарского края

ККИДППО                                                                                                                                       Е.И. Прынь