Итоги фестиваля мастер-классов «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России» 24.09.2021

24 сентября 2021 года в п. Витязево (г.-к. Анапа) в гостиничном комплексе «Лиманный берег» состоялся фестиваль мастер-классов «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России».

В фестивале приняли участие работники общеобразовательных организаций; учителя родного языка и литературы учителя русского языка и литературы; педагоги дополнительного образования, преподающие род-ной язык и литературу. 

Фестиваль проводился с целью информационного продвижения педагогических практик преподавания родных языков народов России как инструмента распространения позитивного опыта учителей родных языков и тиражирование лучших педагогических практик по преподаванию родных языков в Краснодарском крае как ресурса сохранения и развития базовых национальных ценностей российского общества, связанных с идеями мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, населяющих нашу страну.

Невшупа Ирина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой филологического образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования Краснодарского края» (онлайн-подключение) рассказала об «Особенностях преподавания родных языков в Краснодарском крае». Говорила о необходимости вовлечения практикующих педагогических работников, осуществляющих преподавание родных языков народов России, в решение актуальных задач по обучению детей родным языкам.

Абдулахова Марика Алексеевна, заведующий МКОДПО методический кабинет Успенского района Краснодарского края, говорила о важности обучения и воспитания школьников в условиях поликультурной образовательной среды.

Чухланцева Анна Ивановна, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования Краснодарского края (онлайн) поделилась основными направлениями в работе по формированию культуроведческой компетенции в процессе преподавания родного русского языка, считая, что культуроведческая компетенция - это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета.

Сидунова Наталья Аркадьевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 5 , Каневской район, говоря о влиянии англицизмов на речь современной молодежи, совместно с участниками фестиваля пришла к выводу, что англицизмы обогащают русский язык и необходимость использования их в речи вполне оправдана. Но с другой стороны англицизмы способствуют потере национальной особенности русского языка как уникального языка. Поэтому необходимо помнить, что процесс заимствования приводит к возникновению проблем в лексикологии, стилистике, гносеологии, герменевтике и, конечно, культуре.

Очень живым было выступление Шейкиной Людмилы Николаевны, учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ № 2 ст. Тбилисской Краснодарского края, которая рассказала об обогащении словаря школь-ников среднего звена путем использования на уроке монотемы. Практические советы, интересные разработки этапов урока, темы для проектной деятельности привлекли внимание слушателей.

Сафонова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УМР МАОУ СОШ №45 г. Краснодара, рас-сказала о гуманитарном образовании и «цифре»: о новых возможностях в организации изучения родного русского языка. Поделилась различными методами и приемами, которые способствуют формированию и развитию компетентности в области использования информационных технологий.

Ухтинская Оксана Геннадьевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, старший научный сотрудник лаборатории развития региональной системы образования ГБУ ДПО «Ставропольский институт развития образования», (онлайн) поделилась мнением об этнокультурном компоненте содержания курсов русского родного языка и родной литературы. Этнокультурное воспитание – это воспитание подрастающего поколения на основе лучших национальных традиций и народного художественного творчества. Такой подход реализует принцип защиты и раз-вития национальных культур и региональных культурных традиций, предусматривает возможность введения в воспитательно-образовательный процесс содержания, связанного с историей, традициями, культурой своего региона.

Каян Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №73 г. Краснодара, старший преподаватель кафедры филологического образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования Краснодарского края», рассказала о возможностях, которые открывают внеурочные занятия, и их роли в повышении интереса школьников к род-ному языку. Внеурочные занятия помогают ученику понять, что «язык – величайшее богатство народа», которым нужно умело пользоваться, необходимо мотивировать учащихся на изучение языка, ведь дети видят практическую его значимость не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения, являющейся важной для ребят в этом возрасте.

Чеснокова Анастасия Владимировна, кандидат филологических наук, заместитель директора по УМР Армавирского филиала, доцент кафедры филологического образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования Краснодарского края», обратилась к методическим аспектам лексико-фразеологической работы на уроках русского родного языка. Указала на недостаточность осуществляемой работы с фразеологизмами в учебном процессе школы на сегодняшний день. Автор привела примеры разнообразных упражнений с фразеологизмами на уроках родного русского языка.

Таким образом, ключевые задачи проведенного фестиваля мастер-классов были достигнуты. Продвижение педагогических практик преподавания родных языков народов России в данный момент очень важно. Были продемонстрированы лучшие педагогические практики по преподаванию родных языков в Краснодарском крае.


Материалы мероприятия