Итоги межрегиональной конференции «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение и совершенствование преподавания русского языка и языков народов РФ как основы гражданской самоидентичности и межкультурного диалога» 18.12.2020
18 декабря 2020г. в ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края в рамках работы стажировочной площадки Краснодарского края состоялась межрегиональная вебконференция «Научно-методическое, методическое, методическое и кадровое обеспечение и совершенствование преподавания русского языка и языков народов Российской Федерации как основы гражданской самоидентичности и межкультурного диалога». Для участия в онлайн-мероприятии было осуществлено около 100 включений из 44 муниципалитетов Краснодарского края, Республики Дагестан, Астраханской области, Адыгеи, в которых предусматривалось коллективное участие МО учителей русского языка и учителей начальных классов.
На конференции участниками обсуждались актуальные проблемы совершенствования преподавания и изучения русского языка в образовательных организациях, в том числе в полиэтнических классах; применения новых образовательных технологий, обеспечивающих качество образования; вопросы формирования читательской грамотности учащихся средствами русского языка, использования цифровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности и ряд других вопросов.
Участников конференции приветствовала Л.Н. Терновая, исполняющая обязанности ректора ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края, кандидат педагогических наук.
Итоги деятельности стажировочной площадки Краснодарского края в 2020 г. в своем выступлении «О развитии содержания, формах и методах повышения кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка» представила И.Н. Невшупа, и.о. зав. кафедрой филологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края, кандидат филологических наук.
В следующем выступлении «Погружение в культуру изучаемого языка: формирование культуроведческой компетенции учащихся при изучении курса «Русский язык» А.Г. Нарушевич, заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) представил вниманию участников конференции учебно-методический комплект русского родного языка, а также предложил обсудить значение русского родного языка в сохранении и передаче достижений русской культуры молодому поколению.
Методическому сопровождению преподавания русского языка и языков народов Дагестана в рамках курсовых мероприятий работы стажировочной площадки Краснодарского края, был посвящен доклад Х.А. Хаджимурадовой, заведующей кафедрой филологического образования Дагестанского института развития образования.
Анализ преимуществ и недостатков преподавания русского языка в условиях цифровизации образования представила в своем докладе Б.А. Шеожева, доцент кафедры русского языка ФГОУ ВО «Адыгейский государственный университет».
Проблемам изучения русского языка в поликультурной образовательной среде Российской Федерации был посвящен доклад Г.Ж. Микеровой, профессора кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», доктора педагогических наук.
Билигвальное пространство, в котором ведется преподавание русского языка, стало центром внимания в докладе С.А. Жажаевой, доцента кафедры педагогики и методики начального образования, заведующий кафедрой ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», кпн.
Значимость изучения народной сказки в аспекте постижения национальной культуры была раскрыта в выступлении А.В. Чесноковой, доцента кафедры филологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края, кандидат филологических наук.
В следующих докладах рассматривались вопросы преемственности в обучении русскому языку, подходы и практики преподавания русского языка на начальной ступени образования. Так, процессу обучения младших школьников видам речевой деятельности в поликультурном пространстве был посвящен доклад А.А. Демченко, доцента кафедры начального образования ГБОУ ИРО КК, кандидат филологических наук. О важности текстовой деятельности младших школьников как средства достижения образовательных результатов предметной области «Окружающий мир» в своем выступлении говорила Т.И. Жилина, доцент кафедры начального образования ГБОУ ИРО КК, кандидат педагогических наук. Свой взгляд на информационную культуру как системообразующий фактор профессиональной культуры учителя обосновала Е.И. Прынь, заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ИРО КК, кандидат педагогических наук.
Одним из важных направлений работы вебконференции стало развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности. Этой проблеме был посвящен доклад Н.В. Борисовой, доцента кафедры филологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края, кандидат педагогических наук. Продолжила тему формирования читательской грамотности младших школьников через умения и навыки работы с книгой Э.У. Шемякина, ст. преподаватель кафедры начального образования ГБОУ ИРО КК, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 83 г. Краснодара, Представленный опыт работы вызвал большой интерес у участников мероприятия.
Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника стало предметом выступления О.Г. Ухтинской, ст. преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин ГБОУ ДПО "Институт развития образования" Ставропольского края. Для школьников очень важно лингвистическое развитие, его стимулированию при помощи проблемных ситуаций на языковом материале, это прозвучало в выступлении Е.Н. Черник, ст. преподавателя кафедры начального образования ГБОУ ИРО КК.
Повышение качества обучения русскому языку невозможно без современных образовательных технологий, отметила М.И. Бушко, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 31 г. Краснодара, представив опыт их применения в процессе преподавания предмета «русский язык».
Погружение в языковую стихию возможно не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеурочной деятельности. Своим опытом организации клуба «Любослов» поделилась Е.А. Охрименко, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 2 имени Адмирала Ушакова, МО г-к. Геленджик.
Подводя итоги веб-конференции, ее модератор И.Н. Невшупа отметила высокий профессиональный уровень представленных докладов, необходимость реализации в практической деятельности учителей русского языка и учителей начальных классов основных направлений, сформулированных в ходе мероприятия. Было высказано убеждение, что последующие два года работы стажировочной площадки Краснодарского края в рамках реализации федерального проекта «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации» позволят поднять уровень профессиональных компетенций педагогов, повысить качество преподавания русского языка.