Итоги конкурса «На лучшую модель организации трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края»
Согласно приказу Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (от 11.11.2019 г. № 4560 и №4559) проводился конкурс «На лучшую модель организации трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края» по двум номинациям «На лучшую модель организации трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях» и «На лучшую модель организации трудового воспитания в организациях дополнительного образования» (далее - Конкурс), с целью выявления оптимальных моделей организации трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности, способствующих продвижению в детской и молодежной среде ценностей труда и профессионализма.
Конкурс был направлен на развитие творческой деятельности педагогических коллективов образовательных организаций по обновлению содержания трудового обучения и воспитания с учетом ФГОС ООО и Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «ОБ образовании в РФ».
Конкурс проходил в два этапа: заочный и очный. Заочный этап Конкурса проведен в период с 11 ноября по 06 декабря 2019 года. Было представлено 39 работ из 28 муниципальных районов Краснодарского края. Отрадно, что в этом году приняли участие три специальные (коррекционные) школы – интернаты. В школах создана эффективная система работы по формированию социальной и коммуникативной компетенции у выпускников с ОВЗ, проходит систематизация разрозненных знаний, умений, навыков, жизненного опыта учащихся в области трудового обучения, экономики, технологического обучения. 6 декабря экспертной комиссией определены 10 общеобразовательных организаций и 7 организаций дополнительного образования на очный этап Конкурса.
13 декабря 2019 года на базе ГБОУ «ИРО» Краснодарского края был проведен очный этап регионального конкурса «На лучшую модель организации трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Краснодарского края».
Все участники очного этапа выступили с презентацией модели организации трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в своей образовательной организации. Экспертиза конкурсных материалов проходила по шести критериям:
- актуальность данной модели для образовательной практики школ Краснодарского края;
- наличие специальных педагогические условий для внедрения модели (специально созданные или условия для внедрения модели не создаются);
- универсальность модели (полное или частичное ее применение в образовательных организациях Краснодарского края;
- продуктивность и результативность модели (на какой результат нацелена и с помощью какого механизма возможно его достижение);
- социальная/педагогическая/экономическая эффективность;
- степень трансляции данной модели в практике деятельности образовательных организаций (краевой, федеральный, международный уровень).
Приятно удивил высокий уровень подготовки конкурсантов: профессиональная компетентность, инновационный опыт в организации трудового обучения и воспитания обучающихся. Конкурсанты представили возможность увидеть воочию, как создаются модели организации трудового обучения и воспитания, благоприятствующие формированию ценностей труда и профессионализма в детской и молодежной среде. Были представлены актуальные, в тоже время универсальные модели организации трудового обучения и воспитания через интеграцию урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования, воспитательной работы с помощью экологического компонента, направленной на формирование технологических и профориентационной компетенций обучающихся в рамках реализации новых образовательных стандартов. У каждой школы выстроена своя концепция.
В конкурсных работах было отмечено, что целями трудового обучения в крае являются: организация комплексного трудового обучения и воспитания; пропаганда профессиональной направленности учащихся; развитие предпринимательской деятельности подростков в образовательной среде.
Некоторые направления работы школ выделяются из общего списка. В сельских школах — это научно – исследовательская опытническая деятельность в теплицах и на опытнических участках, сетевая работа с профессиональными колледжами Краснодарского края. В городских школах – информатизация образовательного процесса и использование современных образовательных технологий, развитие научно – технического и прикладного творчества, организация работы допрофессионального образования, обеспечение интеграции технологии с другими предметами учебного плана.
Очень широко развито сельскохозяйственное направление, оно выполняет задачи:
- сформировать у школьников осознанное стремление к использованию с/х опытничества в решении повседневных практических задач, возникающих в процессе общественно полезного, производительного труда;
- сформировать у учащихся доступные умения и навыки по выращиванию культурных растений;
- осуществлять экологическое воспитание школьников на основе изучения взаимосвязей со средой обитания, ознакомления с мерами по охране природы при проведении сельскохозяйственных работ;
- реализовать тесную, целенаправленную связь обучения с с/х трудом по возделыванию растений на школьном учебно-опытном участке;
- использовать знания по основам растениеводства в целях трудового воспитания и ориентации учащихся на с/х профессии;
- показать практическое значение ботанических знаний как научной основы растениеводства.
На основании заключения экспертов от 13 декабря 2019 года очного этапа признаны:
- В номинации «На лучшую модель организации трудового обучения и воспитания в общеобразовательных организациях Краснодарского края»:
Победители -
- муниципальное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №20, х. Средние Чубурки муниципального образования Кущёвского района;
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5, ст. Каневской муниципального образования Каневского района.
Призеры -
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 69 г. Краснодара;
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 п. Малокубанского муниципального образования Новопокровского района;
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 пгт. Ильского муниципального образования Северского района.
- В номинации «На лучшую модель организации трудового воспитания в организациях дополнительного образования Краснодарского края»:
Победители -
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Станция юных натуралистов ст. Голубицкая муниципального образования Темрюкский район.
Призеры -
- муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества ст. Кавказской муниципального образования Кавказского района;
- муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Эколого-биологический центр г. Лабинск муниципального образования Лабинский район.
Конкурс прошел в благоприятной и доброжелательной атмосфере. Отдельно хотелось бы отметить позитивное отношение к участникам Конкурса членов оргкомитета и экспертной комиссии. Это настоящие вдохновители его идей. Именно это и проходило красной нитью сквозь все конкурсные мероприятия.