АРХИВ материалов по подготовке к итоговому сочинению 2017-2018 уч.г.

Материалы для работы экспертной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

ПАМЯТКА учащемуся по подготовке к итоговому сочинению 2017-2018 учебного года

Пошаговая инструкция проверки итогового сочинения по критерию № 5 «Грамотность»

Об организации работы экспертов при  проверке итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году 

Об основных направлениях тем и особенностях содержания 
итогового сочинения (изложения) в 2017/2018 учебном году

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2017-18 учебный год:

«Верность и измена»

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте»

«Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

«Цели и средства»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства её достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

«Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных

ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

«Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Обязательными для получения зачёта являются два требования к итоговому сочинению: объем итогового сочинения – от 350 слов; самостоятельность написания итогового сочинения. 

Памятка к итоговому сочинению - 2017-2018

«Памятка для учителя»

«Памятка для учащихся» 

Методические рекомендации поподготовке к итоговому сочинению в 2017-2018 учебном году

Критериальная база оценивания итогового сочинения в 2017-2018 учебном году

Критериальная база оценивания итогового сочинения в 2017-2018 учебном году (ФИПИ)

Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению 2018 года

Письмо Рособрнадзора №10-718 от 12.10.2017г. о направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения в 2017-2018 учебном году.


Перечень основных изменений (дополнений), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017/18 учебном году