Итоги краевого семинара учителей географии по теме «Особенности подготовки выпускников к ГИА в 2020 г. на основе анализа результатов ГИА 2019 г. по географии» 18.10.2019г.

18 октября 2019 г. Краснодарским краевым институтом развития образования совместно с кафедрой естественнонаучного и экологического образования был проведен краевой семинар по теме «Особенности подготовки выпускников к ГИА в 2020 г. на основе анализа результатов ГИА 2019 г. по географии». К участию в семинаре приглашались: учителя географии муниципальные тьюторы ЕГЭ.

В семинаре принимали участие 51 человек из 41 муниципалитета (кроме Каневского района). Вопросы, выносимые на рассмотрение семинара:

  1. «Анализ результатов ЕГЭ по географии в 2019 г.»
  2. «Методические подходы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по географии»
  3. Выступление учителей с опытом подготовки к ЕГЭ:

Учащимися 11 классов слабо усвоены умения: объяснять особенности погодных условий территории; анализировать и оценивать территории с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов, письменно аргументировать свою точку зрения. Так же умения: оценивать ресурсообеспеченность; читать карты различного содержания. Знать и понимать: географическую специфику отдельных стран и регионов; особенности географических районов России.

На основе анализа единого государственного экзамена и для повышения эффективности преподавания географии учителю рекомендуется акцентировать внимание на формирование: географических понятий, причинно-следственных связей, законов и закономерностей, номенклатуры. Больше уделять внимание таким сложным (по результатам оценочных процедур) темам содержания школьных курсов географии, как: «Биосфера», «Климат», «Гидросфера», «Годовое и суточное движения Земли», «Население стран мира», «Связь жизни населения с окружающей средой», «Химическая промышленность». Важной частью географической подготовки, зафиксированной в требованиях Стандарта географического образования, является умение использовать различные источники географической информации. На каждом уроке географии рекомендуется осуществлять практическую направленность в рамках системно-деятельностного подхода. Проведение практических работ способствует формированию умения школьников работать с источниками географической информации: картами различного вида, статистическими таблицами, графиками, диаграммами, климатограммами.

Существенным недостатком подготовки выпускников является слабое владение языковыми средствами – несформированность умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, правильную географическую терминологию. Это умение тесно связано с навыками работы с информацией с умением географического анализа и интерпретации текстовой информации. Необходимо не только поощрять учащихся формулировать свои мысли устно или письменно, но и предусматривать при планировании образовательного процесса самостоятельные работы учащихся с дополнительными текстами географического содержания.

Для профилактики недостатков подготовки школьников, повышения системности их знаний большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в базовой подготовке обучающихся. Поэтому при планировании образовательного процесса рекомендуется предусмотреть перед началом изучения каждого нового раздела курса школьной географии время на диагностику аспектов подготовки, являющихся опорными при изучении тех или иных вопросов. Особое значение имеет проведение в начале учебного года стартовой диагностики, нацеленной на проверку сформированности общеучебных информационно-коммуникативных и иных умений, навыков, видов познавательной деятельности.

Оценивая, в целом, проведенный семинар с выступлениями учителей хочется отметить, что система работы по формированию оценки качества географического образования развивается и имеет уже положительные результаты. Такие краевые мероприятия, обсуждения и обмен опытом работы по решению проблем подготовки к итоговой аттестации по географии нужны и полезны.

Так как материал краевого семинара актуален в рамках подготовки к итоговой аттестации то представленные работы рекомендуются для использования учителям географии Краснодарского края.


Материалы семинара