Итоги краевого семинара учителей географии по теме «Особенности подготовки к ОГЭ 2020 г. в новом формате по географии» 14.10.2019г.

14 октября 2019 г. Краснодарским краевым институтом развития образования совместно с кафедрой естественнонаучного и экологического образования был проведен краевой семинар по теме «Особенности подготовки к ОГЭ 2020 г. в новом формате по географии». К участию в семинаре приглашались: учителя географии муниципальные тьюторы ЕГЭ и ОГЭ.

В семинаре принимали участие 52 человека из 43 муниципалитетов (кроме Каневского р-на).

Вопросы, выносимые на рассмотрение семинара:

  1. «Анализ результатов ОГЭ 2019 г. по географии в Краснодарском крае».
  2. «Методические подходы подготовки учащихся к ОГЭ по географии».
  3. Выступление учителей с опытом подготовки к ГИА.

Для повышения эффективности образовательного процесса способствует усиление акцента на сформированность у всех обучающихся ключевых географических понятий (это фундамент достижения многих требований образовательных стандартов). Полноценная сформированность географических понятий характеризуется способностью применять их при решении задач, использовать их для выражения своих мыслей (а не для воспроизведения текстов учебника). Для обеспечения такого уровня овладения понятиями целесообразно даже при дефиците времени отрабатывать все признаки, характерные черты рассматриваемого географического явления (процесса). Понятие должно усваиваться во всей полноте, иначе у учащихся возникает искаженная картина действительности. Целесообразно использовать небольшие тексты разных жанров – научные, информационные, публицистические – для узнавания изучаемых объектов. Необходимо учить школьников критически относится к информации, разбирая кто, как и почему именно так описывает явление: все ли признаки явления указаны; почему автор описал не все признаки; с какой целью автор описал это явление; если не все признаки указаны, значит ли это, что остальными признаками это явление не обладает, можно ли его отнести к изучаемым понятиям и т.п. При организации текущего и тематического контроля знаний, проведении «географических диктантов» рекомендуется не ограничиваться проверкой знания учащимися определения понятий, а предлагать задания, требующие их применения.

Больше уделять внимание таким сложным (по результатам экзамена) темам содержания школьных курсов географии, как: «Биосфера», «Климат», «Гидросфера», «Годовое и суточное движения Земли», «Связь жизни населения с окружающей средой», «Химическая промышленность». Важной частью географической подготовки, зафиксированной в требованиях Стандарта географического образования, является умение использовать различные источники географической информации. На каждом уроке географии рекомендуется осуществлять практическую направленность в рамках системно-деятельностного подхода. Проведение практических работ способствует формированию умения школьников работать с источниками географической информации: картами различного вида, статистическими таблицами, графиками, диаграммами, климатограммами.

Оценивая, в целом, проведенный семинар с выступлениями учителей хочется отметить, что система работы по формированию оценки качества географического образования развивается и имеет уже положительные результаты. Такие краевые мероприятия, обсуждения и обмен опытом работы по решению проблем преподавания географии нужны и полезны.


Материалы семинара