Итоги семинара «Социальный проект «Читающая мама – читающая школа – читающая Кубань» 1.10.2019г.

Краевой семинар «Социальный проект «Читающая мама – читающая школа – читающая Кубань» или как привить любовь к чтению детям поколения Z?

1 октября 2019 года Русская Школьная библиотечная ассоциация совместно с кафедрой филологического образования ГБОУ Институт Развития Образования Краснодарского края организована и провела на базе МБОУ СОШ №32 г. Краснодара краевой научно-практический семинар «Социальный проект «Читающая мама - читающая школа – читающая Кубань», а также открытие Международного месячника школьных библиотек, предусмотренного Календарем образовательных событий на 2019/20 учебный год.

В работе семинара приняли участие более 300 человек - специалистов муниципальных управлений образованием, руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, методистов и руководителей детского чтения (РДЧ), библиотечных специалистов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений из 44-х муниципалитетов края.

Мероприятие началось с торжественного открытия новой современной библиотеки для начальной школы и «Комнаты читающей мамы» в МБОУ СОШ №32 г. Краснодара в присутствии почетных гостей и учащихся, которые были впечатлены креативным дизайном, оригинальностью оформления, атмосферой творчества и читательской среды для детей младшего школьного возраста.

Пленарное заседание открыла Т.Д. Жукова, президент Русской школьной библиотечной ассоциации, кандидат пед. наук (Москва), обозначив, что впервые открытие Международного месячника школьных библиотек в России проходит в Краснодарском крае.

Т.Д.Жукова подчеркнула важность продвижения детского чтения на всех уровнях. «Читающая школа является важнейшим ресурсом реализации национального проекта «Образование», что современная школьная библиотека формирует и развивает читательскую среду». Этот принцип был заложен в социальный проект «Читающая мама – читающая школа - читающая страна», частью которого станет также и комплект наглядных визуальных материалов в поддержку детского чтения «Читайка на Детской планете», который уже на стадии его разработки при поддержке Фонда Президентских грантов с большим интересом воспринимается не только воспитателями детских садов, педагогами начальной школы, родителями, но и школьными библиотекарями, методистами библиотечной системы.

Т.Д.Жукова отметила, что именно школьные библиотеки призваны изменить жизнь школы в 21 веке, ведь предметом библиотечной сферы являются три важнейших составляющих: книга – как духовный продукт нации; чтение – как деятельность по генерации мыслей и повышению качества мышления, как важнейшее средство духовного развития личности; и сама библиотека – как катализатор развития общества.

И.И. Тихомирова, специалист по развитию навыков чтения у детей, разработчик проекта «Читающая мама», кандидат пед. наук (Санкт-Петербург) рассказала о Всероссийском конкурсе РШБА «Читающая мама – читающая школа - читающая страна».

Ирина Ивановна – один из методистов проекта «Читайка на Детской планете», она разработала систему вопросов по блокам, на которые в рамках игровых занятий предполагается предлагать отвечать детям после просмотренных специальных алфавитных мультфильмов или прочтенных текстов. «Ценность комплекта "ЧИТАЙКА НА ДЕТСКОЙ ПЛАНЕТЕ", как дополнительных материалов в поддержку чтения, ценность системы, выстраиваемой автором инновационных методик обучения азам грамоты, детским писателем Татьяной Боковой состоит в том, - считает И.И.Тихомирова, - что отдельные части предназначены для детей разных возрастов, их можно использовать последовательно на всех этапах взросления ребенка, начиная с азов грамоты и до начальной школы включительно».

С большим интересом участники восприняли выступление автора инновационных методик обучения грамоте и письму, разработчика мультимедийных форматов поддержки чтения «ЧИТАЙКА НА ДЕТСКОЙ ПЛАНЕТЕ», детского писателя и композитора Т.В. Боковой. Тема выступления - «Читайка на Детской планете» или как привить любовь к чтению детям поколения Z»?

Т.Бокова более подробно представила собравшимся реализуемый Русской школьной библиотечной ассоциацией при поддержке Фонда Президентских грантов проект по созданию комплекта наглядно-дидактических материалов для организации игровых занятий с детьми «Читайка на Детской планете» в помощь педагогам, воспитателям, библиотекарям, логопедам и направлен на развитие у детей разных возрастов словарного запаса, обучение грамоте и письму, приобретению навыков осознанного чтения.

В своем выступлении Т.В.Бокова затронула проблемы, которые отмечают у детей психологи, логопеды и педагоги: это и более позднее овладение речью, и растущее число нарушений чтения и письма, и трудности в использовании детьми родного языка как главного инструмента освоения культурного опыта и общения.

«Вместе с тем снижение интереса к чтению компенсируется повышенной потребностью в получении визуальной информации через просмотр новых видеороликов (мультфильмов, фильмов, рекламных роликов), находящихся в зоне «легкого доступа», то есть прежде всего в Интернет-среде», - подчеркнула Т.Бокова, предложив в качестве одного из способов нейтрализации отрицательного влияния бесконтрольного потока на детей раннего возраста такой видео-информации развитие бесплатных общедоступных интернет-площадок, созданных с использованием литературно-художественного и музыкально-песенного контента, который мог бы лечь в основу игровых занятий педагогов с детьми.

Проект «ЧИТАЙКА НА ДЕТСКОЙ ПЛАНЕТЕ» - это новый формат привлечения детей поколения Z к чтению.

Комплект материалов базируется на инновационных методиках по игровому обучению детей буквам русского алфавита и грамоте известного детского писателя, автора ютьюб-канала "Детская планета TV" Татьяны Боковой и включает в себя следующие материалы: книга «Лучшая Азбука. Учим буквы по семейкам букв» и одноименные мультфильмы, представляющие буквы русского языка по семейкам букв, сгруппированным по внешнему сходству букв и правилам их написания (можно ознакомиться по ссылке https://www.youtube.com/playlist…); книга раскрасок, прописей, игровых заданий «Алфавит в картинках»; 33 алфавитных мультика (https://www.youtube.com/playlist…) и книга для чтения «Книга алфавитных мультиков. 33 сказочные истории», 3 рабочие тетради; «Мульт-библиотечка первых слов» от «А» до «Я» - замечательное видео-пособие для игрового знакомства с буквами и словами, обучения письму и расширения словарного запаса; методические рекомендации для взрослых, как проводить занятия с детишками.

Следует отметить, что важной частью мероприятия стал мастер-класс: «Проект «Читайка на Детской планете» как инновационный метод поддержки чтения на основе мультимедийных форматов организации обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста», который во второй части мероприятия Бокова Татьяна Викторовна блестяще провела для воспитателей детских садов, методистов и РДЧ. С презентацией можно познакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/3Js4/3igdbEemm.

Аудитория с воодушевлением восприняла выступление Н.В. Борисовой, доцента кафедры филологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края, кандидата пед. наук, которая рассказала, как планируется организовать проведение международного Месячника школьных библиотек в общеобразовательных организациях Краснодарского края, а также представила «Положение о краевом конкурсе по пропаганде чтения среди обучающихся в 2019 году».

Важность объединения усилий, взаимодействия школьной и детской библиотек по организации семейного чтения подчеркнула Н.Л. Голубева, профессор Краснодарского государственного института культуры, доктор пед. наук, а также необходимость повышения профессионального уровня библиотечных специалистов, овладения новыми компетенциями, востребованными в работе с детьми.

О новых грамотностях и компетенциях XXI века, требованиях к современному специалисту рассказала О.В. Сотник, руководитель проекта Центра проектов направления «Молодые профессионалы» Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) (Москва).

Интересные, информативные сообщения о новых изданиях в адрес школьников, родителей и учителей сделали представители издательств: В.А. Шаталин, директор издательства «Детская литература» (Москва), Н.Н. Агеева, директор Центра управленческих и информационных технологий и Н.В. Песчанская специалист корпорации «Российский учебник» (Москва); Т.В. Мостовая, региональный представитель в Краснодарском крае АО «Издательство «Просвещение», Г.В. Перегуда, региональный представитель издательства «Русское слово».

После пленарной части была организована экскурсия в информационно-библиотечный центр «Книгомакс» и новую библиотеку для младших школьников МБОУ СОШ №32 г. Краснодара.

В фойе 1-ого этажа школы участники семинара имели возможность познакомиться с новыми изданиями ведущих издательств учебной и научно-методической литературы

В рамках мероприятий состоялся мастер-класс «Программа развития детского и юношеского чтения «Пять шагов к читающей школе: стратегия роста», который Жукова Т.Д. и Тихомирова И.И. провели для родителей, педагогов и школьных библиотекарей.

Как отметили все участники мероприятия, главной «изюминкой», впечатлением дня, стала новая уникальная библиотека школы для маленьких читателей – результат реализации очередного инновационного проекта данной образовательной организации «Библиотека для младших школьников как полифункциональный образовательный центр современной школы» (2019 г.), являющегося частью мегапроекта МБОУ СОШ №32 г. Краснодара «Информационно-образовательный центр современной школы как ресурс эффективной модели индивидуализации общего образования»
(2016-2020 гг.).